ЗНАЧЕНИЕ и ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.
В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности:
восприятие, образное мышление, воображение;
появляется готовность к овладению разнообразными знаниями
об окружающем мире.
У детей формируются представления о доступных их пониманию
конкретных фактах общественной жизни.
Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности, в том числе и игровой.
Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
· Сюжетно-ролевые творческие игры;
· Игры с правилами.
Эти игры имеют общие признаки, логические, объективные связи и отношения: условная игровая цель,
воображаемая ситуация, разыгрывающие роли, игровые действия, игровые правила.
Большое значение имеет развитие у дошкольников навыков самоорганизации,
прежде чем начать игру ребенок самостоятельно должен выбрать тему и роль,
продумать содержание игры и весь ее ход, определить какой материал и игрушки ему нужны.
Чем длительнее игра, тем больше она приносит радости.
Ребенок в своих играх передает действия взрослых, воплощение реальных событий и отношений,
а все это оказывает существенное воздействие на развитие личности ребенка, его социальную активность.
Подражая тому, что ребенок видит в окружающей его жизни, он в игре создает новую жизненную ситуацию,
стремится полнее реализовать формирующуюся потребность общения с другими детьми.
Ребенок понимает, что в коллективе играть интереснее.
Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно выбирают сюжет игры,
распределяют роли, используют игрушки, предназначенные только для тех или иных игр.
В игре дети согласуют свои действия. Игра носит целенаправленный характер.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли
с учетом возможностей,интересов и желаний каждого играющего.
На данном возрастном этапе появляются более сложные игры,
как по содержанию,так и по организации.
Дети в играх используют игрушки, сделанные своими руками
(из конструктора, бумаги, природного материала и т.д.).
В игре ребенок неутомимый исследователь, в зависимости от выбранного сюжета,
перебирает жизненный материал, заменяет одни предметы другими,
комбинируют знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией.
Необходимо, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения: намечать тему,
подбирать средства для отображения и развития замысла,
распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры;
устанавливать правила, четко выполнять их.
Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желания других.
Раскрывать игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы,
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; чтение художественной литературы,
просмотр детских фильмов и т.д.
В играх формируются ум и чувство, способность к творчеству, взаимоотношения;
развиваем детскую любознательность, способность к эксперименту,
наблюдательность и волю; способность к морально-этическим оценкам себя и других.